Любить и понимать мир таким, какой он есть.

Всякому истинному пониманию предпослана способность восприятия. Как можно больше всеобъемлющий чувственный опыт маленького ребенка играет центральную роль в развитии органов чувств, процесс, пронизывающий первые годы жизни ребенка. Следующий шаг в процессе обучения состоит в том, что ребенок становится все более сознательным в своем восприятии. Ребенок учится распознавать существенные аспекты в данном феномене. Феноменологический подход в естественных и гуманитарных науках играет – начиная с 4 класса – важную роль в вальдорфском обучении. В начальной школе выбирается живой, насыщенный переживаниями подход к содержанию обучения.

С точки зрения вальдорфской педагогики для здорового развития человека и для развития его способностей является важным, чтобы ребенок черпал побуждения для своей деятельности, подражая деятельности окружающих его людей. Помощью для укрепления физической и волевой конституции служат ритм дня, недели, месяцев и годичных праздников.

Для детей в прогрессирующем технизированным мире должен быть открыт смысл многообразия природных явлений. Содержанием уроков в вальдорфской школе являются упражнения в точном восприятии , переживании различнейших качеств и достижении жизненной уверенности.

С задачами обучения связано многое, происходящее в школе. Рисование, лепка из воска и глины, вязание, шитье и многое другое. Посещение крестьянина, посадка семян, сбор урожая, выпечка хлеба. Кладка стен. В раннем возрасте практика ограничена школьной работой. По мере возможностей в 9-ом классе проводится сельскохозяйственная и лесоводческая практика, в 10 – землемерие, позднее часто проводится социальный практикум.

В это особенное время школьной жизни вырабатывается собственная активность и ответственность, молодой человек поворачивается к миру и другим людям. Все это опирается на ранее заложенные способности: правильное восприятие используется в образовании собственных представлений, согревается в душе и приходит к верному поступку. Поддержке этого процесса служат разнообразные художественные занятия, рукоделие, технология.

В старших классах методы и содержания уроков, соответствующие требованиям современной науки, приходят к уже развитым, не подавленным современными знаниями и заблуждениями, не порабощенным технологией индивидуальностям, которые со своими способностями могут сознательно, сообразно с человеком и миром применять современное знание и технику.

Социальные способности достигаются не с помощью теорий и идеологий,- совместная жизнь и работа в школьном сообществе с учителями и родителями, которые строят и поддерживают образование для будущего детей и общества, есть, наряду с семейным опытом, важнейший элемент личной и общественной жизни.

Умелые пальцы – подвижные мысли

Маленький ребенок охватывает свое окружение пальцами, узнавая мир в его структуре. Позднее развивается мышление в понятиях. Ребенок детсадовского возраста должен переживать разумные, исходящие из любви действия, которым он может осмысленно подражать. Школьник учится быть умелым во всем.

Внешний поступок – это всегда внутренняя духовная активность. Чем тоньше эта активность, тем тоньше становится и мышление. В вальдорфских детских садах и школах дети должны стать умелыми в пальцах рук.

Ритм – великий учитель

Человеческая жизнь богата ритмами. Они играют важную роль не только в жизненных процессах, но и во всей когнитивной деятельности. Каждый ритмический обмен – это превращение. Воздух, который мы выдыхаем, сильно отличается от вдыхаемого. Такие моменты превращений можем мы открыть и в обучении детей. Тот, кто может писать, забыл свои усилия по вырисовыванию первых букв. То, что выучено, должно быть забыто, чтобы превратиться в способность. Ритм запоминания и забывания становится основным методическим подходом в образовании способностей.

Вальдорфская педагогика заботится об этом процессе только благодаря ритмам движения, но и благодаря методу, обращающему внимание на ритмическую натуру обучения.

От образа к понятию – через восприятие к пониманию

Рекомендации к учебному плану вальдорфской школы (как общеобразовательной школы с 1 по 12 класс) имеют общее методическое строение, пронизывающее все предметы. Заложенное в младшей школе как образ – всплывает в измененной форме в старших классах. В образах учится ребенок открывать буквы, например, Я, которые он потом станет писать. Этот процесс сопровождается и преподаванием наук о природе, которое в вальдорфской школе начинается с точного обращения к феноменам. Так дети в 4 классе узнают зверей благодаря рассказам, они рисуют их, играют в них; на эпохе зоологии в 12 классе появляется систематика животного царства. То, что было сначала воспринято в различных чувственных качествах, открывается в старших классах личному суждению. Рекомендации к учебному плану вальдорфской школы являются антропологически обоснованной композицией.

Интерес ребенка к тому, что он изучает в школе, основан на том, что содержание и облик урока соответствует и способствует его развитию. Занятия в младших классах охарактеризованы как образные, обучающие в подражании; в старших классах - понятийное играет соответствующую, важную роль. Собственная активность развивается так, чтобы в конце концов возникла самостоятельная способность образованию суждений. В любом предмете начинают с образа и позднее охватывают его в понятийной, научной форме.

При обзоре строения отдельных эпох этот путь приобретает значение, прежде всего, в развитии и формировании памяти у детей.

В средней школе ребенок находится в исходящей из чувства связи со всем тем, что окружает его. Вспоминает он, по преимуществу, то, что затронуло его чувства. Позднее память усиливается, благодаря исполненному фантазии, внутреннему воссозданию/подражанию в представлениях.

В вальдорфской школе ребенок учится не только любви к учебе, но и методу обучения , который может служить ему в будущем.

Художественное обучение – более чем творческое свершение

Искусство учителя состоит в способности пробуждать знания к жизни. Проникновение в закономерности детского развития должно стать основой этого искусства. Учитель должен сделать для учеников возможным нахождение живой связи с содержанием преподавания.

Задолго до этого времени, когда ребенок сознательно начнет понимать мир, обращен он к нему в чувствах. То, что эстетическое строение урока также важно для ребенка, как и содержание, должно быть существенным элементом воспитания и серьезным образом воспринято для преподавания.

Хороший урок – это произведение искусства. Способность к воодушевлению и любовь к учебе будут сопровождать школьников и школьниц на протяжении всей жизни. Как этого достичь? Для любого урока необходима тщательная подготовка, но требуется также и мужество оставить все подготовленное в стороне и ответить на потребности класса. Учитель должен владеть предметом, давать требуемые знания, но также быть живым, инспирируемым и не преподносить материал в застывшей, однообразной форме.

«В вальдорфской школе, с которой я познакомился, ребенок уважается в своей неповторимости: учебный план насыщении и исполнен творчества, бережно и осторожно оценивается прогресс учеников во всей взаимосвязи человеческих дарований.

Вальдорфские ученики побуждаются в уверенности к себе, к вниманию ко всему живому и к чувству служения миру.» Эрнест Бойер

Почему учитель восемь лет с классом?

Классные учителя каждое утро в течение восьми лет ведут у своего класса эпохи и преподают в это время все предметы вплоть до иностранных языков, физкультуры и т.п. В этой фазе развития, между сменой зубов и пубертатом, они являются гарантами неразрывности человеческих отношений. Потому и ставит вальдорфская педагогика на место учебных программ действенную, заинтересованную личность учителя, и, приходящий как следствие этой заинтересованности – авторитет. С пробуждением самостоятельной способности суждения классный учитель передает классное руководство коллегии специалистов – предметников.

В вальдорфской школе восемь лет ведет классный учитель свой класс сквозь письмо, счет, чтение, рисование, черчение, пение и игру на флейте, родной язык и химию, сквозь младшую школу, чтобы затем передать его коллегии учителей старшей школы

Каждую неделю, в первые два часа преподаются эти предметы эпохами на «главном уроке». Благодаря классные учителя , ежедневно работая со «своими» детьми, находятся в исключительном положении, в специфической доверительной связи с детьми. Из этой связи естественным образом вырастает особенный авторитет, который уже сам по себе создает особый климат открытости и внимательности.

Авторитет учителя является частью концепции в вальдорфской педагогике. Он прислушивается к ним, он исследует и спрашивает, он ставит, если это необходимо, границы, в которых они могут ориентироваться, короче говоря: он воспитывает их. Классный учитель готов пройти вместе с ребенком часть его пути, он готов слить воедино биографию ученика и свою. Он берет на себя роль образца – аспект учительской профессии, приобретающий (при стремительно растущем в больших городах числе детей, предоставленных самим себе) все большее значение.

Эта воспитательная задача не может быть выполнена при помощи предписаний. Она требует понимания предпосылок развития растущего человека. Поэтому обучающий в вопросах антропологии является обучающимся, он пытается сделать материал уроков способствующим развитию, а не взывающим к старым – в смысле ступеней обучения Рудольфа Штайнера – силам. Учитель черпает свое вдохновение, изучаю антропологию Штайнера, из конкретного наблюдения детей и, сообразно этому, выбирает материал. Другими словами: он исходит из той точки, в которой находятся дети.

Ясно, что концепция авторитета классного учителя ограничена той стадией развития, до которой дети не готовы обходиться без образца для подражания. Приблизительно в 12 лет начинаются поиски, растет доверие к собственной способности выносить суждения, возникает желание поступать исходя из собственной ответственности. Акселерация приводит к более раннему наступлению полового созревания, и во многих школах учителя-предметники старшей школы берут на себя преподавание части предметов.

Воспитание к самостоятельности и ответственности

Молодой человек, юноша или девушка, предстает после окончания школы перед миром, едва ли обозримом в своей сложности. Какие способности необходимы ему для того, чтобы он нашел свой путь и шел по нему самостоятельно и с сознанием ответственности?

Вальдорфская педагогика стремиться сопровождать развитие ребенка так, чтобы могли раскрыться его индивидуальные силы самостоятельности и ответственности.

Ученики старших классов нуждаются в конкретных, реальных встречах - с людьми, идеями, работой – для того, чтобы оттачивать собственную возможность суждения.

Юношество желает ориентироваться на личности различных педагогов и, вместе с тем, наблюдать, что все эти специалисты могут, дополняя друг друга, сообща работать в коллегии.

Юношество ищет воспитателей, которые могут относиться с горячим интересом ко всему, что происходит в мире. На каждом уроке может и должно быть найдено отношение к тем актуальным вопросам, которые движут сегодня молодыми людьми.

Старшие школьники, благодаря практике, могут получить жизненный опыт, в дополнение тому, что предлагается школьными предметами. Дальнейшими вехами на пути поисков смысла и ориентиров служат, например, языковая стажировка, социальная работа в других странах.

Учиться думать самостоятельно – благодаря расширению научного понимания.

Находя на отдельных уроках, сообразное времени отношение ко всем областям современной науки, юношество также получает возможность сформировать собственное суждение в сложных предметных областях (например, этические вопросы в биогенетике). Центр тяжести научных предметов в старших классах лежит в качественном способе рассмотрения, а не в наборе фактов и не в классификационном, кроссвордном мышлении.

Такая научная ориентация создает предпосылки для сообразного времени экологического сознания и свободного от научных догм научного понимания.

Завершение в 12 классе может стать венцом этой самостоятельной работы.

Искусство и культура – каждый человек – художник

Образование должно открыть всем, а не только «одаренным» и «привилегированным», врата культуры и искусства. Сегодня насилие, грубость и поверхность угрожают разрушением нашей жизни. Для того, чтобы молодое поколение достигло успеха во внутреннем поиске ориентиров, громадное значение имеет музыка, живопись, поэзия, открывающие их художественный потенциал. Живая связь с искусством изменяет повседневность и является источником сил для современного человека.

Эвритмия – видимая речь, видимая музыка

Эвритмия – это искусство движения, основанное Рудольфом Штайнером в начале этого столетия. В противоположность гимнастике, работающей с физическими силами тяжести и легкости, эвритмия пытается оформить в телесном движении закономерности речи и музыки в душевном переживании. В то время как эвритмия широко известна как сценическое искусство, играет она значительную роль как в вальдорфской педагогике, так и в художественной терапии.

Эвритмия, как и всякое другое искусство, может выражаться по-разному. Она – индивидуально или группой – творится в простых или очень сложных, пронизывающих друг друга пространственных формах. Основой для движения является речь с ее элементами (от отдельных звуков грамматических форм) и музыка (от тонов и интервалов до гармонических и формальных законов). Речь и музыка непосредственно запечатлеваются в человеке.

Музыка и язык, находя новое выражение в движении, действуют непосредственно формирующее и образующее на человеческую конституцию.

В жесте, прежде всего, формируются звуки речи, душевные настроения, тоны, интервалы или гармония, в то время как в пространственных формах более проявлены формальные элементы и структуры.

Если школьники обучаются пониманию движения в музыке и речи, то это гармонизирует и упорядочивает их душу и тело.

В вальдорфской школе – от детского сада до окончания обучения - преподается эвритмия. Занимаясь эвритмией школьники и школьницы получают возможность для развития социальной подвижности, для достижения присутствия духа и ловкости. Одновременно с этим бессознательным образом формируются жизненные силы. Нельзя недооценивать социальное, интегрирующее значение этого искусства. Оно имеет и терапевтическое значение при все большем дефиците двигательной активности в современном обществе изобилия.

Личность и общность

Индивидуализация возможна только в коллективе. Многообразные человеческие отношения и дарования представляют собой элементы этого процесса.

Вальдорфская педагогика пытается, благодаря целостному оформлению преподавания и многочисленным человеческим контактам, создать им необходимые условия. При этом различие дарований и достижений не является основанием для какой-либо дискриминации. Там, где уважаются возможности индивидуума и принимаются как масштаб его достижений, из согласованных вкладов каждого в отдельности формируется общность.

Коллектив и индивидуум растут. Вальдорфская школа предлагает пространство опыта для индивидуального социального развития.

Социальное воспитание – это практическое дело. В нем должно упражняться. Лучше всего это удается там, где оно происходит неброским, ненавязчивым и откровенным образом. К простейшим опытам в этой области принадлежат совместная жизнь и учеба в классе. То, что дети в вальдофской школе не могут быть оставлены на второй год, является основополагающим для социального воспитания. В течении многих лет дети обучаются совместно учиться, жить, сердиться и радоваться. Они переживают в нераздельной связи результаты помощи затруднений.

Трудности в развитии школьников исправляются не только применением соответствующих санкций. Путь в гораздо большей степени ищется в классном и школьном сообществе. Помощь должна быть индивидуальной, но поддержана сообществом.

Совместно жить – это значит также вместе искать путей выхода из кризиса, вместе их проходить.

Особенно богатое поле для опыта социальной жизни представляют собой уроки искусства. Будь то совместная театральная работа, сложная эвритмическая форма или совместное музицирование, - каждый по отдельности всегда находится в совместной деятельности с коллективом. При этом вклад каждого становится составной конституирующей частью целого.

Интенции и склонности должны быть согласованы и связаны друг с другом. В конце же пути стоит опыт, показывающий , что может этот коллектив.

На это и направлены элементы социальных упражнений, которые могут в конце концов пронизать и оформить весь школьный организм. Также совместная работа родителей и учеников может сформироваться таким образом, что школа приобретет особый облик. Школа становится очагом культуры.

Общность «школа» - школьное сообщество

Каждая вальдорфская школа представляет собой самостоятельный организм, каждый раз по-новому возникающий из социальной и культурной среды на основе родительской инициативы. Это происходит часто в среде тех родителей, дети в котором скором времени должны идти в школу, и которые убеждены в истинности этой педагогики. Таким образом, это школьный организм формируется «снизу», исходя от детей. Соответствующая правовая форма, зависящая от местных условий, документально фиксирует эту автономию.

В правовой области сотрудничают учителя и родители, для того, чтобы составить школьный устав и определить внутренние порядки в школе; школьная коллегия составляет собственный устав, в котором описаны задачи школьного руководства, совместной работы, текущих школьных дел и ответственность каждого.

В хозяйственной сфере родители составляют основу – прежде всего в странах, не оказывающих финансовой поддержки свободным школам. Не только непосредственный финансовый вклад родителей делает возможным существование школы, но также их инициатива, их активная помощь.

Широкое поле деятельности для «внутренней» хозяйственной автономии представляет собой то, каким образом коллегия со своей точки зрения распоряжается имеющимися средствами.

И, наконец, - автономия педагогической работы, проявляющая себя различным образом: самостоятельность отдельных учителей в планировании и оформлении уроков, самостоятельность классной коллегии в работе с определенным классом, самостоятельность общешкольной коллегии в постоянной работе, ведущейся по - разному в разных школах, - от школьных досок до составления воплощения в жизнь учебного плана.

Поэтому автономия возникает не как самоцель, но как необходимая предпосылка для воспитания детей. Где школы, учителя и родители действуют на основании жесткой и определенной линии, там не развиваются свободные индивидуальности детей - фатальные эксперименты фашистских и коммунистических диктатур показали достаточно в этом отношении.

Преподавание по эпохам

В первом классе каждая эпоха обучения длится долго и еще слабо дифференцирована. Дети попеременно рисуют, слушают рассказы о природе и временах года, изучают окружающий мир и родной край, занимаются письмом, чтением и счетом, а учитель выбирает момент , когда следует поменять вид деятельности.

Затем он переходит к специализации и дифференциации главных эпох, продолжительность каждой – 3-4 недели. В результате у детей наступает чувство удовлетворения от того, что они чего-то достигли: усвоили родную речь, получили представление о различных вещах, животных, людях, растениях, камнях, изучали природоведение (вначале дают краеведение), физику, химию, арифметику, геометрию и т.д.

Ученики занимаются различными упражнениями, пересказом, самостоятельно выполняют небольшие работы, помогающие им почувствовать удовлетворение от собственного умения или пробудить в них желание заниматься лучше, прилежней.

Один и тот же предмет преподается как эпоха не более двух раз в год, так что дети за это время могут забыть изученное. Пауза между эпохами – то же, что ночь между двумя учебными днями. Чтобы знания были прочными, перешли в способности, еще раз вернуться к пройденному так же важно, как пробудиться ото сна. В тот момент, когда новая область знания начинает овладевать умами, а предыдущая, еще недавно составляющая целую эпоху, меркнет, совершается нечто, в высшей степени значительное.

Не устаешь поражаться, как повторение пройденного материала, который дети когда-то с восторгом начинали изучать (и это завершилось формированием в их сознании определенных образов), демонстрирует более высокую степень их зрелости в понимании проблемы, показывает, как взрослые за это время их способности. То, что было недопонято, например, в арифметике, теперь может быть усвоено легко и непринужденно.

Именно при такой форме создаются наилучшие возможности для того, чтобы сконцентрировать интерес детей, активизировать его и представить содержание предмета в виде емких, легко запоминающих образов.

Принцип преподавания по эпохам оправдывает себя и при изучении других предметов. Он является ведущим при изучении ремесел, технологии и искусства в старших классах. Каждый на собственном опыте может убедиться в преимуществах этого способа обучения, так как он позволяет сконцентрироваться на какой-то заданной теме до тех пор, пока упорным трудом поставленная цель не будет достигнута, а затем перейти к другой. Такой прием благотворно сказывается на ребенке, дисциплинирует его, что особенно важно в современном обществе, где так велик переизбыток внешних раздражителей и где внимание людей все более рассеивается.

Издание: "Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера. Из опыта международного движения вальдорфских школ"


На главную>>

Сайт создан инициативной группой родителей. И предназначен для родителелей, ориентированных на прогрессивные
методики образования своих детей. Российская Федерация, Республика Татарстан, город Казань, 2009 год.
Контакты: waldorfklass@yandex.ru
http://waldorfklass.narod.ru
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! Яндекс цитирования

Hosted by uCoz