Описание жизни ребенка в школе показывают, что для того, чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой. Кроме этого, нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребенка, т.е. той среды, в которую попадет ребенок в конкретной школе и атмосферы и уклада жизни в семье. Поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяют «готовность к школе», как набор «компетентностей».
Готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения ( компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения для того, чтобы извлечь из них пользу для своего развития в личностном, моторном, эмоциональном, социальном и когнитивном отношении. При этом готовность к школе следует рассматривать, как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей.
Сделаем краткие пояснения данного определения. В последнее время в педагогической и психологической литературе много говорят о «компетентностях» и «компетенциях», которые должны быть целью обучения в современной школе. К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако, это понятие имеет ключевое значение в современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе.
Готовность к школе определяется развитием ряда компетентностей в эмоциональной, социальной, моторной и когнитивной областях. Попробуем разъяснить, что это значит. Знание понятия «компетентность» в современном образовании – непременная составная часть вашей родительской компетентности. Если у вашего ребенка хорошо развита речь, то есть, он в принципе, умеет хорошо говорить и понимать услышанное, то есть еще не значит, что у него развита коммуникативная компетентность – важнейшее свойство, необходимо человеку в условиях современной жизни. Открытость, склонность к общению, интерес к другим людям – вот составные компоненты (наряду со способностью понимать речь и ясно формулировать свои мысли) коммуникативной компетентности, являющиеся залогом успешной коммуникации в жизни.
Готовность к школе – это не «программа», которой можно просто научить (натренировать). Скорее это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается про общих благоприятных условиях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом через «участие в жизни». Готовность к школе всегда зависит от конкретных условий, в которые попадает ребенок в той или иной школе. Сюда относится, помимо программы школы, прежде всего личные качества учителей, их профессионализм, их способность обходиться с детьми разных способностей, нацелено развивать и поддерживать «готовность к школе» (базовые компетентности) детей.
Эмоциональная готовность к школе: - способность выдерживать нагрузки - способность выдерживать разочарования - не бояться новых ситуаций - уверенность в себе и своих силах
Социальная готовность к школе: - умение слушать - чувствовать себя членом группы - понимать значение правил и умение соблюдать их - конструктивно решать конфликтные ситуации
Моторная готовность к школе: - координация «рука-глаз», ловкость пальцев и рук - проявлять собственную инициативу и активность - воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения - уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними
Когнитивная готовность к школе: - способность к концентрации внимания в течение некоторого времени - краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память - любознательность и интерес к учению - логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности
Из книги Владимира Загвоздкина «Готов ли мой ребенок к школе».
Сайт создан инициативной группой родителей. И предназначен для родителелей, ориентированных на прогрессивные
методики образования своих детей. Российская Федерация, Республика Татарстан, город Казань, 2009 год.
Контакты:
waldorfklass@yandex.ru
http://waldorfklass.narod.ru