Распознание и воспитание детского темперамента

Четыре темперамента и камень на дороге

Бодро, легко и изящно прыгнет через камень сангвиник,
Да и споткнувшись, не станет долго о том горевать
Злобным пинком отшвырнет камень с дороги холерик,
Радостно вслед поглядит, ловкостью собственной чванясь.
Камень заметив, флегматик свой шаг умеряет:
«Коль ты с дороги не сходишь, я лучше тебя обойду».
А меланхолику встретится камень – он станет задумчиво рядом,
С миною мрачной невзгоды судьбы проклиная своей.
(Генрих Пайтман)

По латыни «tеmperare» означает «смешивать». Учение о правильном смешении телесных соков и связанных с этим душевных свойствах пришло к нам через Гиппократа из античной медицины. В новое время оно изрядно утратило свое значение, поскольку ни в диагностике, ни в терапии уже почти не использовалось. Но следы этих воззрений еще встречаются в речи, когда мы говорим: «Эта забавная смесь!», или « Мне бы его флегму – его действительно ничем не выведешь из равновесия», или «Я сегодня в меланхолическом настроении, оставь меня в покое».

Мы понимаем здесь вопрос о темпераментах, поскольку с ним связаны важные человеко-ведческие наблюдения, которые могут оказаться плодотворны для медицины и педагогики (как это уже многие десятилетия делают в вальдорфской школе). Нижеследующие рассуждения никоим образом не претендуют на звание «системы», по которой можно классифицировать детей и взрослых. Скорее, темперамент следует понимать как душевное выражение органических особенностей, которые либо благоприятствуют раскрытию личности, либо грозят опасностью. Благоприятны они тогда, когда человек разумно использует особую одаренность, заданную незаурядным темпераментом, а опасны – когда человек вследствие этого становится односторонним, пленником своего темперамента и терпит крах в социальной жизни.

Органические задатки в детском возрасте еще можно до определенной степени изменить, и здесь перед нами исключительно благодарное поле деятельности, где посредством педагогических мер можно добиться терапевтического эффекта. Цель таких мер – повысить способность «я» к общению с самим собой и гармонизовать его односторонние задатки.

Что лежит в основе темперамента?

В человеческом организме взаимодействует три агрегатных состояния: твердое, жидкое, газообразное, а также тепло как четвертый элемент. Твердое тело дает нам центр тяжести и форму. В текучей среде нашего организма осуществляется сложнейшие биохимические функции обмена веществ, благодаря которым возможна жизнь. Подобным же образом мы говорим о воздушном организме, который, с одной стороны, связан физико-химически с жидкими частями тела и даже с известковыми образованиями костей. Благодаря этому индивидуализированному воздушному организму мы существа дышащие, одушевленные, имеем собственные движения и ощущающее сознание. В нашем собственном тепле мы имеем четвертый компонент физической организации, который помогает человеческому «я» в осуществлении его намерений.

Характер взаимодействия этих четырех компонентов оказывает существенное влияние на душевную жизнь. Она медлительна и печальна по строю, если органически перевешивают особенности твердого. И напротив, предрасположена к веселью и радости, если особенно легко проводятся в движение воздухообразные компоненты тела. Эти настроения поддерживают душу в ее направленной вовне чувственной деятельности, восприятиях цвета, формы, запаха, звуков, а также усиливают и модифицируют чувства симпатии и антипатии, которые примыкают к восприятиям.

Холерический темперамент

В соответствии с органически преобладающей тепловой деятельностью холерик производит впечатление слегка «надутого» и постоянно как бы немного «под давлением». Исторический образец этого темперамента – Наполеон: коренастая фигура с крупной головой, коротким черепом, длинным торсом и относительно короткими конечностями. Походка холерика решительна и динамична, как правило, он с силой наступает на пятку. Инициатива, идеалистическая одержимость и незаурядная стойкость, вплоть до истощения, интенсивность в любом отношении, способность воодушевляться и любовь к истине свойственны этому темпераменту, равно как пунктуальность и легкая раздражительность, если что-то идет вразрез с планом.

Разумеется, все эти свойства могут превратиться в негативные, если такой человек ставит перед собой не идеалистические, а эгоистические цели. Тогда на первый план легко выступают беспощадность, упрямство, честолюбие. Не удивительно, что подобные целеустремленные люди в профессиональной жизни часто занимают руководящие посты.

Дети-холерики весьма утомительны. Они выделяются легкой возбудимостью и быстро впадают в гнев или устраивают бурные эмоциональные сцены – неистовствуют, дерутся и порой пытаются в полном смысле слова « пробить головой стену». Но могут и самозабвенно выполнять специальные задачи, стараться ради других детей или ради исправления ошибок.

В школе они постоянно чем-нибудь увлечены и увлекают за собой других. Большей частью они «вывозят на себе» школьные дискуссии, не любят опаздывать, радуются, если учитель их «вызывает» и они могут что-то показать классу. Однако они также взыскательны и не станут безропотно терпеть любое обращение.

Сангвинический темперамент

Сангвиник чувствует себя по-настоящему хорошо только в обществе людей. Он натура открытая и с интересом и пониманием относится ко всему, что происходит вокруг. Его суждения редко бывают принципиальными; к тому же он обычно не злопамятен и исключительно контактен. Дети- сангвиники постоянно в движении и легко растрачивают силы. Поэтому зачастую они нуждаются в более продолжительном ночном сне, и днем, вплоть до школьного возраста, им тоже требуется отдых.

В школе сангвиник пользуется всеобщей любовью, поскольку постоянно придумывают что-нибудь веселое. И взрослых сангвиников тоже ценят за то, что они вносят в атмосферу оживление, и радуются, что он всех помнит по именам.

Опасность этого темперамента проявляется, когда веселость перехлестывает в необязательность и на передний план выступает поверхностное «ко всякой бочке затычка».

По конституции своей сангвиник обычно высокоросл, строен, с легким, тонким костяком; волосы у него густые и курчавые, мимика подвижная, а жестикуляция – живая. Походка слегка подпрыгивающая, с упором на носки.

Флегматический темперамент

Человек, у которого доминирует флегматические душевные свойства, способен в трудных ситуациях сохранять спокойствие и сглаживать напряжение там, где, к примеру, холерик давно бы хлопнул дверью. Без терпеливости таких людей, их верности, уравновешенности и любви к привычке, без их точности в выполнении работы человеческое общество не могло бы существовать. Именно среди флегматиков встречаются идеальные матери и учителя: они олицетворение спокойствия, по натуре не агрессивны, постоянно выступают в роли миротворцев и чрезвычайно надежны.

В детском возрасте флегматика можно порой распознать по удивленному взгляду, которым он смотрит на мир. Среди суматохи он спокойно сидит на своем месте, особенно если отыскал что-нибудь вкусное. Он не позволяет вывести себя из равновесия и, во всяком случае, не реагирует на окрики, которыми его пытаются расшевелить. Приказной тон и крик только еще больше его затормаживают. Однако он с легкостью может привести учителя в отчаяние, например, начиная отвинчивать колпачок у авторучки, когда другие уже написали по пять предложений. Очевидно, что этот темперамент становится опасен, когда спокойствие оборачивается леностью, любовь к привычному перерастает в педантизм и мелочность.

Внешне флегматик гармонически пропорционален, коль скоро не раздобреет от любви к вкусной пище. Походка у него неспешная, с солидной опорой на всю ступню. Негативные его свойства в обиходе обозначают эпитетами «вялый» и «сонный».

Меланхолический темперамент

Уже в детстве на обыкновенно узком лице меланхолика выделяются выразительные глаза. Впечатления и переживания действуют в нем подолгу, зачастую вечером он способен плакать о чем-то случившемся утром. В школе он часто чувствует себя непонятым и непризнанным. Он принимает активное участие во всех трагических происшествиях и особенно страдает в обстановке, где царит поверхностность и развязность. Положительные качества взрослого меланхолика – задумчивость, серьезность и способность к состраданию. Опасность меланхолического темперамента проявляется, когда на передний план выступают сосредоточенность на себе, самокопание, ворчливое критиканство по отношению к себе и к другим или когда чувство справедливости переходит в завистливое сопоставление.

По своей конституции меланхолики обычно стройные, рослые люди, зачастую с некоторой слабостью связок, отчего создается впечатление «плохой осанки». Голова у них весьма красивой формы, с глубоко посаженными глазами. Походка твердая и размеренная, но порой неуклюжая.

Уже из этой краткой характеристики темпераментов становится ясно, что именно от активности «я» индивида зависит, выступает ли его темперамент как особая одаренность или как опасность. Поэтому задача педагогики – укрепление этой самой функции «я». И решить ее можно, предоставляя ребенку возможность научиться управлять своим темпераментом.

Педагогический подход к детскому темпераменту

Опыт показывает, что совершенно бесполезно торопить флегматика или останавливать холерика, объясняя ему на словах, что нельзя так бесноваться. Столь же бесполезно призывать сангвиника быть внимательным или шутками веселить меланхолика. Скорее всего, результат будет прямо противоположным: флегматик еще больше затормозится, холерик только пуще разозлится, меланхолик окончательно замкнется в себе, а сангвиник через несколько минут станет таким же беспокойным, как раньше.

Когда имеешь дело с детским темпераментом, куда полезнее обратиться к принципу: «Подобное лечат подобным». В школьной практике это означает, что рядом нужно сажать детей с одинаковым односторонним темпераментом. Холерики будут обмениваться тумаками, меряясь силой друг с другом и постепенно сглаживая свой темперамент. В стычках с соседом они будут бессознательно чувствовать свою односторонность, те свои качества, которые нуждаются в дополнении.

Нечто подобное происходит и с флегматиками. Когда они сидят рядом, то скорее надоедают друг другу, а от этого легкого неудовольствия делаются более живыми и активными. В итоге начинают подзадоривать друг друга или же больше ориентироваться на других детей. Меланхолик радуется, когда сосед по парте понимает это. Это дает ему внутреннее умиротворение и открытость вовне. Он особенно нуждается в друге, которому можно внутренне довериться и который его понимает.

Сангвиники, однако, скоро начинают действовать друг другу на нервы. Связанное с этим неудовольствие мало-помалу приводит их в себя и делает общительнее.

А если вдобавок учитель умеет построить занятия с учетом особенностей детского темперамента, вовлечь все темпераменты в учебный процесс, то положительные свойства будут закрепляться. Большое значение в подготовке учителей Рудольф Штайнер придавал тому, чтобы педагог посредством самовоспитания научился в какой-то мере владеть всеми темпераментами. Ведь чтобы справиться с холериком, он сам должен уметь показывать силу своего характера, а в следующее мгновение – переключиться на жизненный ритм и жизнеощущение флегматика.

Отметим еще некоторые специальные методики, которые способны помочь ребенку активно овладеть своим темпераментом.

Для развития холерика полезно рассказывать ему о деяниях великих людей, чтобы он проникся уважением к их подвигам и научился их ценить. Полезно также давать ему трудные поручения, которые потребуют от него полной самоотдачи. Ему очень хорошо учиться играть на сольном инструменте, потому что в таком случае из его тщеславного стремления самоутвердиться возникает нечто прекрасное, дарящее удовольствие другим людям. Основной принцип ясен: направлять развитие существующих возможностей в позитивное русло, никоим образом не подавлять и не заглушать избыточные силы! Если их не использовать, дети будут расходовать их на «глупости».

Флегматик во многом способен помочь другому, который будет его подстегивать. Если воспитателю удастся заинтересовать этого друга какой-то затеей, флегматик скорее зашевелится из любви и из внутреннего интереса к другу, чем, если прямо обратиться к нему самому. Фортепиано для него идеальный инструмент: звуки уже потенциально существуют, нужно только ударять по клавишам. Кроме того, благозвучность музыки удовлетворяет его потребность в гармонии и целостности. А если его еще и убедить, что он вполне может обойтись без промежуточного завтрака, то это уже очень много.

Невнимательность сангвиника ни упреками, ни угрозами, ни руганью не одолеешь. Однако из любви к кому-нибудь из взрослых он вполне может выполнить то или иное задание. Больше всего он нуждается в личном участии, понимании и интересе к своим трудностям, которые главным образом проистекают из его небрежности. Если он, например, играет в школьном оркестре на духовом инструменте, это весьма отвечает его способностям. Он всегда рад действовать и легко составляет себе общую картину, поэтому очень хорошо занимать его подобными поручениями. В питании нужно следить, чтобы он не ел слишком много сладостей. Иначе он становится еще беспокойней.

Для меланхолика полезно, если ему рассказывают о судьбах других людей, чтобы он внутренне глубоко переживал их участь и осознал, как тяжело приходится в жизни другим. Идеальный воспитатель для него – тот, кто сам много испытал в жизни. Его несколько нелюдимому душевному настрою на пользу, если он поет – лучше всего соло. Тогда он может обратить свои чувства вовне и раскрыть душу. Полезно для него и учиться игре на струнных инструментах. В противоположность сангвинику ему нужно регулярно есть сладкое: это способствует компенсации его постоянно несколько «горького» настроения. Напротив, избыток грубой пищи ему отнюдь не на пользу.


На главную>>

Сайт создан инициативной группой родителей. И предназначен для родителелей, ориентированных на прогрессивные
методики образования своих детей. Российская Федерация, Республика Татарстан, город Казань, 2009 год.
Контакты: waldorfklass@yandex.ru
http://waldorfklass.narod.ru
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! Яндекс цитирования

Hosted by uCoz