Готов ли мой ребенок к школе?

Способы обследования детей при поступлении в школу

Существуют два основных способа обследования детей перед школой. Первый состоит в том, что ребенка обследуют еще до зачисления в школу, второй способ состоит в том, - и это соответствует принятым нормативам (законам) – что принимаются все дети соответствующего возраста и обследование проводится уже после зачисления в школу. Существуют аргументы за и против обоих этих подходов.

Эти 2 способа обследования детей исходят из двух точек зрения на готовность к школе:

- первый способ, когда обследование проводится до зачисления ребенка в школу, исходит из того предположения и одновременно ожидания, что дети с самого начала должны показать наличие определенных способностей и умений, чтобы справится без существенных затруднений, конфликтов и других проблем с требованиями школьного обучения и школьной жизни. Здесь исходят из уже сформировавшейся готовности к школе, позволяющей учителям проводить свои занятия, предусмотренные программой, без существенных затруднений, связанных с присутствием в классе детей, не готовых к школьному обучению. Кроме того, такая процедура применяется так называемыми «сильными» школами, в которые существует конкурс, для отбора наиболее способных детей. Проблематики, связанной с такой позицией школы, мы здесь касаться не будем.

- второй способ, когда обследование проводится после зачисления ребенка в школу, исходит из убеждения, что – за исключением совершенно явных случаев медицинских противопоказаний – приниматься в школу должны все дети и только потом, через боле или менее продолжительное время, будет видно, какие дети справляются с обучением, а какие нет.

Существуют два важных основания, говорящих в пользу такого образа действий. Это, во-первых, правовое – согласно закону все дети определенного возраста имеют право быть зачисленными в школу, родители детей обязаны отдавать детей в школу, а школа – принимать всех детей, родители которых подали заявления.

Хотя такое правовое основания и является существенным, тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что если ребенок объективно психологически не готов к школе, то его зачисление не пойдет ему на пользу, но, наоборот, принесет больше вреда, что говорит в пользу первого способа действий.

Другое, более научное основание, состоит в том, что по данным исследований весьма часто – мы будем говорить об этом более подробно в особом разделе, посвященным тестам – дети, которые на основании обследований (данных тестов) были квалифицированы, как неготовые к школе, тем не менее, успешно справлялись с обучением. Если ребенок не прошел испытания и его ожидания не оправдались, этим мы можем нанести ему психологическую травму.

В связи с таким положением дел возникает естественно вопрос о том, насколько правомерно и осмысленно вообще обследование детей перед приемом в школу. Если мы не можем путем обследования наверняка знать, справится ли ребенок с требованиями школьного обучения, то такое право мы имеем решать, учиться ли этому данному конкретному ребенку или нет?

И вообще, насколько правомерен вопрос о том, что семья или детский сад должны «готовить ребенка к школе». Не правильнее ли изменить концепцию самой школы так, чтобы дети в процессе школьного обучения и социальной жизни в школе приобрели бы соответствующие способности и умения?

Все эти вопросы, конечно, весьма важны, но они выходят за рамки компетентности родителей. К сожалению, Вы не можете повлиять на реальность школьной жизни и устройство школьной системы, как они сложились на настоящий момент, но Вы можете выбрать свою осознанную позицию, свое отношение и свой способ взаимодействия со школой и ребенком, для этого вам необходима информация, которую мы хотим предоставить вам в данной брошюре.

Дело не только в том, чтобы отменить « вступительные экзамены» в школу, но чтобы создать здоровую альтернативу обследованию перед поступлением – разработать способ, позволяющий более объективно определить, насколько ребенок справится с требованиями школьной жизни, не повредит ли ему прием в школу и не стоит ли подождать еще год. Ведь нельзя забывать о том, что в случае неудачного старт эмоциональному здоровью ребенка будет нанесен большой ущерб.

Правильная позиция – не переоценивать роль успехов в учебе в успешности жизни человека в целом

Конечно, родителям бывает приятно, когда педагоги и психологи подчеркивают успехи их ребенка, его таланты и способности. Но для ребенка важно другое: он хочет быть уверенным в вашей и любви и надежности ваших отношений, которые не должны зависеть от его успехов или неудач. Поэтому важно сформировать у себя правильную родительскую установку: если ребенок не справляется с заданиями, не показывает больших успехов – ни в коем случае нельзя ругать его или как-то показывать, что вы разочарованы. Наоборот, в этом случае ребенку требуется еще большая поддержка со стороны близких. У ребенка должна быть твердая уверенность в том, что он может внутренне на вас положиться как в успехах, так и в неудачах.

Именно сейчас закладываются ваши будущие отношения – не только в так называемом переходном возрасте, когда отношения родителей и детей часто претерпевают кризис, но и в более отдаленном будущем, когда ваши дети вырастут.

Огромный опыт, собранный в психотерапевтической работе и, к сожалению, мало учитываемый в педагогической психологии и психологии развития, говорит о том, что отношения с родителями является одним из труднейших жизненных отношений. Весьма часто эти отношения являются источниками травматического опыта для обеих сторон, источником многочисленных проблем в жизни. И это настоящее счастье, если кто-то может сказать, что отношение с родителями у него дружеские и гармоничные. Такие отношения - дар человеку на всю его жизнь, ценность, гораздо более значимая, чем его успехи или неудачи в школе.

Подумайте о том, сколько выдающихся ученых и писателей и т.п. были неуспешными в школе. Уже давно известно и широко обсуждается в литературе, что успешность в жизни – зачастую мало связаны. А вот успешность Ваших жизненных отношений с вашим ребенком во многом зависит от Вашего отношения к успехам и неудачам Вашего ребенка в школе.

Требования, которые предъявляет школьная жизнь

Современные представления готовности к школе базируются на анализе того «жизненного мира», в котором оказываются дети в условиях массовой школы. «Жизненный мир» - это понятие, обозначающее среду повседневности, то есть естественной жизни каждого человека. При анализе «жизненного мира» или «жизненных миров» важно не упустить ничего, с чем имеет дело человек в своей повседневной жизни и что может быть для него значимым. Это не только совокупность всех отношений, в которые включен человек, например, на работе, в семье и т.д., но обстановка, пространство, в котором живет человек (например, «жизненный мир» человека большого города отличается от «жизненного мира» человека, живущего в деревне или провинциальном центре).

Жизненный мир ребенка-дошкольника отличается от жизненного мира школьника радикальным образом.

Анализ жизненного мира ребенка, который начал ходить в школу, может помочь нам ответить на вопрос, поставленный выше, а именно факторы, помимо когнитивных, оказываются значимыми для успешного обучения в школе?

Для такого анализа необходимо увидеть школьную жизнь глазами ребенка и при этом не упустить ничего, что может явиться значимым именно для него, а не для нас, взрослых. Мы не должны переносить на ребенка и его мир то, что кажется важным нам на основе собственного опыта, воспоминаний или каких-то научных теорий.

Для ответа на вопрос, поставленный выше, давайте попробуем живо представить себе, с какими новыми требованиями связана школьная жизнь. Попробуем увидеть школьную жизнь с точки зрения впечатлений и переживаний, которые она может вызвать у ребенка, для которого школьная жизнь представляет собой нечто новое и непривычное.

Представим себе, что ваш сын или дочь пошли в 1 класс. В классе, может быть, около 25 детей. Возможно, что в классе есть 1 или 2 знакомых ребенка, но остальных детей он или она не знают. Ему предстоит завязать контакты, найти себе новых друзей и утвердить себя в среде незнакомых детей.

Все это требует от ребенка развитых социальных качеств, контактности, способности выдерживать и преодолевать трудные ситуации, напряженные и иногда конфликтные отношения. Для этого требуется высокая степень эмоциональной стабильности и устойчивости к стрессам.

Ребенок должен уметь воспроизводить то, что показывают, понимать смысл того, что говорится, понимать вопросы и давать осмысленные ответы. Это значит, что он должен уметь некоторое время концентрированно слушать и смотреть, у него должны быть развиты мышление и речь до определенной, достаточно высокой степени.

Способность понимать речь другого, а также выражать свои мысли и переживания достаточно отчетливо и ясно является важной предпосылкой успешного обучения.

При этом следует учесть опять-таки эмоциональную составляющую: одно дело выражать свои мысли и чувства в привычном окружении семьи или среди друзей, другое дело – перед всем классом и учительницей. А вдруг сделаю ошибку или что-то скажу неправильно?

Школьная жизнь связана с соблюдениями различных правил и норм поведения. Регулярность и точность приобретают особое значение. Само собой понятно, что если ребенок не привык к тому, что в социальной жизни с другими нужно соблюдать известные нормы и правила, то ему трудно будет освоиться в школьной жизни. Если дома, в семье нет определенной временной структуры, известного порядка, которого придерживаются, то в школе у ребенка могут возникнуть проблемы.

Полезно еще знать некоторые факторы успешного обучения, которые не связаны напрямую с готовностью в школе, но являются особенностями учебного процесса как такого.

Сюда относится понимание роли оценивания успехов обучения в школе и семье.

Способ оценивания учебных достижений может обладать сильным стрессогенным воздействием. Неслучайно способ оценивания, то есть то, что в школе принято оценивать успехи или неудачи детей, особенно отношение к ошибкам, является отдельным показателем качества школ.

Если в школе нет /осознанной/ культуры оценивания, и все зависит только от того или иного учителя, от его такта и умения общаться с детьми, то это – отрицательный показатель для школы. Не надо путать оценивание и отметки. Если в школах нет отметок, - во многих школах отметки в младших классах отменены – это не значит, что нет оценивания. Здесь возможны различные искажения от строгой системы поощрений и наказаний (отрицательная оценка, будь то отметка, кружочек определенного цвета или просто слова неодобрения для ребенка это наказание). Через систему оценивания за ребенком может закрепиться роль двоечника, троечника и т.д. Такой ученик может легко потерять всякую мотивацию к учению. Но если ваш ребенок успешен и получает хорошие отметки, его хвалят, то и это может сыграть негативную роль: ребенок начинает учиться ради похвалы и отметки, а неудачи будут переживаться им особенно тяжело.

Крайне важно, чтобы родители выработали адекватное отношение к школьным успехам и неудачам своего ребенка. Основой этого отношения должно быть эмоциональное принятие ребенка в любом случае, независимо от его успехов или неудач. Ребенок и без вас испытывает горечь от плохой отметки, от сделанной ошибки. Если его еще и дома за это ругают, то он оказывается в ситуации эмоционального стресса, который он может и не выдержать. Спокойное, адекватное отношение к успехам и неудачам в школьном обучении, поддержка ребенка – лучшая стратегия и тактика воспитания.

(выдержка из книги Владимира Загвоздкина)


На главную>>

Сайт создан инициативной группой родителей. И предназначен для родителелей, ориентированных на прогрессивные
методики образования своих детей. Российская Федерация, Республика Татарстан, город Казань, 2009 год.
Контакты: waldorfklass@yandex.ru
http://waldorfklass.narod.ru
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! Яндекс цитирования

Hosted by uCoz