ПРОГРАММА ПО РИСОВАНИЮ ФОРМ

ДЛЯ РОССИЙСКИХ ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛ

 

1 – 4 КЛАССЫ

 

                                               Пояснительная записка

 

Статус документа

Данная учебная программа составлена с учетом требований федерального базисного Учебного плана и федерального компонента государственного образовательного стандарта. Кроме того, программа представляет специфику вальдорфской педагогики, имеющей длительную традицию, но относительно новую для отечественного образования. Стандарт определяет основное содержание обучения на каждой из ступеней образования. Специфика вальдорфской педагогики отражена в распределении тем по годам обучения, в методике и дидактике образовательного процесса, в наличии небольшого объема дополнительного по отношению к стандарту содержания образования. Основные положения педагогической концепции, а также общие дидактические принципы вальдорфской школы изложены в Общей части к образовательной программе российских вальдорфских школ.

Данная учебная программа является примерной. Структурирование учебного материала, распределение часов по темам, выбор примеров для рассмотрения и форм учебной деятельности учащихся происходит в каждой школе по-своему в зависимости от возможностей учителя и школы, а также актуального состояния учащихся (класса). Каждая школа разрабатывает на основе данной программы свою собственную, ориентируясь на свой учебный план и учитывая потребности детей и запросы родителей, а также кадровые и материально-технические возможности школы.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «рисование форм» является специфически «вальдорфским» предметом,  аналогов которому нет в программах  других педагогических систем, а также в государственных школах (и, соответственно, в стандартах). Его особенностью является то, что  этот предмет органически соединяет в себе элементы сразу нескольких традиционных предметных областей и может рассматриваться, как разновидность или предварительная ступень каждой из них.  Рисование форм можно трактовать как подготовку к письму, как начала геометрии (геометрического рисования) и как художественную деятельность (изобразительное искусство). Использование возможностей рисования форм описано в учебных программах по русскому языку, математике и изобразительному искусству. Соответственно и  часы, отводимые на рисование форм, можно заимствовать из названных предметных областей (письмо, математика, изобразительное искусство).

В данной образовательной программе предполагается, что освоение учебного содержания предмета рисование форм происходит за счет часов предметной области родной язык и литература, поскольку одной из важнейших целей этого предмета является развитие навыка свободного владения линией и формой как необходимой предпосылки хорошего почерка.

            Основной элемент, с которым работают ученики, это линия, которая является средством выражения движения и формы. Готовый «продукт» - рисунок ученика  -  есть лишь остаток, след длительного процесса, требующего разного рода активности и включающего различные фазы. Это наблюдение (ученики наблюдают за учителем в процессе работы); воспроизведение заданной формы в пространстве (движение по форме на полу, «рисование» формы в воздухе рукой и ногой на полу, «переживание» качества формы – прямых и кривых линий – через жесты-образы в играх и стихах) и, наконец, перенесение линии на бумагу.

Задания подбираются в соответствии с уровнем развития учеников, усложняясь лишь постепенно.  При переходе на следующую ступень (в следующий класс) появляются качественно новые элементы (задания на симметрию, метаморфозы форм, творческие задания, требующие активности воображения).  Объединяющим элементом всего комплекса заданий является  момент красоты, гармонии, для достижения которых от учеников требуется внимание, старание и аккуратность. Эстетическое чувство охватывает весь процесс: от восприятия заданной формы до создания собственной.

Существенное отличие от общепринятого подхода состоит в том, что все упражнения выполняются от руки, без применения инструментов (циркуля и линейки), основной упор делается на художественном, качественном переживании формы. 

В пятом классе рисование форм органически переходит в геометрическое рисование – геометрию свободной руки (без циркуля и линейки).

Межпредметные связи:

Предмет «Рисование форм» сам, как таковой, является интегративным и органически связан с письмом, геометрией и изобразительным искусством.  Но кроме этого рисование форм может применяться на других предметах, быть включено в них. Начиная с четвертого класса рисование форм можно связать с традиционными русскими орнаментами и со старославянской азбукой (на уроках краеведения); рисование и лепку восточных, греческих и средневековых  орнаментов можно включить в уроки истории (5 и 6 классы), использовать при оформлении тетрадей по эпохам.  – Хождение и бег по формам  используются на уроках эвритмии.

            Учебные цели:

            Общие цели (достижение которых можно наблюдать):  развитие пространственной координации движений;  подготовка руки к письму; развитие волевой культуры, которая проявляется как в процессе работы (внимательность, аккуратность, старание), так и в результате  - в готовом рисунке.

            Специфические цели: развитие пространственного сознания (воображения); развитие эстетического чувства формы, гармонии и красоты форм,  точности восприятия и внимания;  благодаря отсутствию вспомогательных инструментов (циркуля и линейки) развивается глазомер, координация «глаз-рука». Благодаря поэтапному, постепенному усложнению возникает конгруентность, т.е. соответствие задания возможностям ученика. Это способствует чувству успешности, развитию мотивации и чувству общего благополучия и удовлетворенности.

            Учитель может использовать рисование форм для дополнительной индивидуальной работы или работы с группой учеников. При этом одни и те же упражнения могут многократно повторяться как в первоначальном варианте, так и с изменениями (изменение направления движения рисующей руки по форме, изменение направления заполнения листа, изменение цвета линии, изменение цветов внутренней и внешней формы или введение дополнительно линии другого цвета и т.д.) Такие вариации одного упражнения позволяют изменить переживание и восприятие формы, сделать его более гибким и дифференцированным.

            В первом, втором и, возможно, третьем классах рисование форм может происходить в рамках коротких эпох длительностью одна-две недели. В четвертом (иногда и третьем) классе рисование форм проходит в рамках еженедельных уроков (один раз в неделю в течение всего года.

 

Первый класс

(33 часа)

 

            Дети знакомятся с прямой линией и дугой, их особенностями. Линия на листе — это выражение переживания движения всего тела. Вначале дети ходят по линии (проходят ее ногами, чертят линию ногой на полу), затем рисуют ее широкими движениями руки в воздухе, потом — чертят в воздухе форму пальцем, и только потом переходят к ее рисованию мелом. Здесь сохранившаяся с дошкольного возраста потребность в двигательной активности и способность к подражанию связываются с целями развития данного возраста: воспитание чувства красоты.  Поэтому важна не только точность выполнения задания, но и красота исполнения. Первая неуверенная линия повторяется учеником столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на листе появился четкий гармоничный рисунок.

Линии рисуются вначале на деревянных досках мелками и только затем — в специальных тетрадях восковыми мелками прямоугольной формы. Формат тетради должен быть достаточно большим (А3), для того, чтобы пережитое в движении как бы повторилось при рисовании и воплотилось в линии на бумаге. В этом случае (при соблюдении большого формата) можно видеть, как ребенок «рисует всем телом».

Таким образом, вырабатывается чувство равновесия, развиваются кисти руки, мелкая моторика пальцев. Формы развиваются от единичных, не связанных между собой (прямые и дуги) к сочетаниям прямых и дуг. Потом эти сочетания приобретают характер орнамента — связанного, непрерывного (без отрыва мелка от листа) рисования.

Большинство этих изображений разрабатываются специально для обучения письму — это элементы написания букв.

            Темы занятий:

Прямая линия и дуга. Ритмические повторения и узоры.

Различные метаморфозы прямых линий: вертикальные, горизонтальные, наклонные отрезки прямых (длина которых меняется в определенной закономерности). Из взаимодействия прямых линий возникают простейшие геометрические фигуры: углы, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, правильные многоугольники и звезды.

Различные виды кривых (дуги, волны, элементы спиралей).

Замкнутые кривые (окружность, овал, восьмерка, лемниската). Метаморфозы замкнутых форм.

Простые орнаменты.

Виды деятельности:

Движение по заданной форме; срисовывание формы с образца, данного учителем; прорисовывание формы (рисунок обводится данным цветом несколько раз).

Требование к работе:

Точное срисовывание формы; гармоничное расположение формы на листе; ровные, непрерывные линии.

 

Второй класс:

(34 часа)

 

Во втором классе развиваются и закрепляются умения и навыки, полученные в первом классе. В начале года вводятся упражнения, требующие большей концентрации  внимания. Это задачи на дополнение: дети должны дополнить заданную форму ее зеркальным отражением относительно вертикальной или горизонтальной прямой. Эти упражнения выполняются для того, чтобы ученики развивали способность видеть композицию в целом и завершать рисунок учителя, восстанавливая недостающее из чувства гармонии целого. Сначала дети выполняют подобные упражнения  относительно вертикальной оси симметрии, а позже - горизонтальной.

Важными для второго класса являются орнаменты, выполнение которых требует от ребенка не только сосредоточенного упорства, но постоянного сравнения части и целого: преобразование орнаментов (изменение качества линий узора – прямолинейное/округлое; изменение принципа построения узора; дополнительные построения в соответствии с заданной закономерностью, например, создание орнамента, симметричного данному и др.).  Орнаменты, содержащие элементы прописных букв и их соединений подготавливают переход на письме к прописным буквам. Работы выполняются преимущественно толстыми восковыми пальчиковыми мелками на большом формате А3. Возможно  уменьшение формата до А4. В этом случае рисуют толстыми, мягкими, цветными карандашами.

Темы занятий:

  Симметрия относительно вертикальной прямой (форма задается то справа, то слева). Симметрия относительно горизонтальной прямой (форма задается то сверху, то снизу).

Орнаменты и их преобразования.  Орнаменты с элементами прописных букв и их соединений.

Симметрия  геометрических фигур.

Виды деятельности:

Движение в парах по симметричным формам; срисовывание с образца и достраивание до полной формы на основе деятельности воображения. Орнаменты также срисовываются и достраиваются. Прорисовывание формы.

Требование к работам:

Точность при срисовывании и достраивании; аккуратность  основного рисунка.

 

Третий класс.

(34 часа).

 

В третьем классе, являющимся переходным к качественно новому возрастному этапу, некоторые элементы занятий  первых двух классов сохраняются и усложняются, другие меняются или исчезают.  Дети не проходят формы по полу в рамках основного урока (движение по формам сохраняется только на уроках эвритмии); формы рисуют на индивидуальных досках; уменьшается формат белого листа для работы (А4); рисование осуществляется толстыми цветными карандашами;  фон отсутствует, а внешние и внутренние  линии  рисуются разными цветами. Прорабатывается  симметрия с разным числом осей; восстановление формы по одной четвертой ее части.

Как и во 2 классе упражнения с элементами симметрии выполняются без использования инструментов, с опорой на чувство равновесия и гармонии, на художественное переживание формы. В 3 классе задача, стоящая перед учениками, усложняется: им приходится искать равновесие между правым-левым, верхним-нижним.

            Темы занятий:

Симметрия по двум осям (вертикальная и горизонтальная одновременно). Трех/шестичастная симметрия. Элементы центральной симметрии.

Круг с различными симметричными построениями внутри. Круг со вписанными геометрическими фигурами и звездами.

Спирали. Метаморфозы кривых в круге.

Занятия чистописанием (каллиграфией) с использованием гусиного пера.

Виды деятельности:

Срисовывание и достраивания на основе воображения. Увеличивается доля самостоятельности.  Форма не просто срисовывается, а обсуждаются приемы получения точного изображения. Возможны самостоятельные цветовые решения для формы. Много времени уделяется чистописанию (каллиграфии).

Требование к работам:

Точность при срисовывании и самостоятельном достраивании форм; аккуратность, красота, гармоничность форм; соблюдение заданных цветовых решений.

 

Четвертый класс

(34 часа).

 

Работа над формами переходит в область представления (воображения); значительно увеличивается доля заданий, требующих самостоятельной, индивидуальной, творческой работы; не рисуют на индивидуальных досках; формат белого листа А4;  рисуют толстыми цветными карандашами; разные цвета выделяют разные части формы; в инверсиях и метаморфозах внешние и внутренние формы можно раскрашивать разными цветами, чтобы лучше прослеживались изменения; толщина линий в формах варьируется.

Темы занятий:

Элементы пространственных форм: узлы (в том числе сложные «морские»), плетения (буквицы с элементами плетеных орнаментов, ирландское асимметрическое плетение, плетеные растительные формы), орнаменты (элементы русского и кельтского орнаментов).

Сложные центрированные (в том числе, крестовые) формы.

Метаморфозы форм (из одной формы рождается другая путем ряда последовательных изменений).

Инверсии (выворачивание форм наизнанку, когда внешнее становится внутренним).

Знакомство с элементами орнаментов в искусстве разных культур (русской, кельтской, ирландской и др.). Использование мотива орнаментов для создания самостоятельных форм.

Виды деятельности:

Срисовывание заданной формы и самостоятельное создание новых форм; задания на индивидуальное творческое развитие заданного мотива. 

Требование к работам:

            Точное выполнение заданий на изменение форм (свидетельствует о том, что ученик адекватно понял задание); красота и гармония формы и цвета; аккуратность в работе.

 

            ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:

 

            В результате занятий рисованием форм ученики должны научиться:

            Копировать сложные формы с образца; гармонично располагать композиции в пространстве листа; самостоятельно подбирать цвета для композиции; составлять свои собственные композиции с использованием изученных элементов.

           

 

            Литература для учителя:

1.      Рудольф Штейнер  Педагогика, основанная на познании человека, М.1996

2.      Рудольф Штейнер  Искусство воспитания. Семинарские обсуждения…М.1995

3.      Искусство воспитания. Методика и дидактика, М. 1996

4.      E.M-Kranich, M.Jünemann  Formenzeichen, Stuttgart 1985.

Hosted by uCoz